Владимир Дараган (vladimir101) wrote,
Владимир Дараган
vladimir101

Куда пойти учиться



Маленький мексиканский городок. Яркие разноцветные домики, цветы, усталые женщины на пластиковых стульчиках, лужайка, где мальчишки гоняют мяч. Рядом море, пальмы, белый песок. Красиво. Почти, как в раю.
Мексиканцы очень семейные. По вечерам они надевают белые футболки и собираются на площади. Там недорогой фаст-фуд, мороженое, газировка. Дети играют отдельно, взрослые чинно сидят на лавочках.
– А что в этом раю делать? И где учиться после школы? Как выбраться из этого засасывающего рая?

Сразу вспомнил маленький военный городок в казахской степи. Солнце, пыль, скорпионы, шарики перекати-поля, деревянные бараки. В мае красные и желтые тюльпаны до горизонта. По вечерам женщины на лавочках обсуждали наше будущее.

Высшее образование – тогда это казалось единственным спасением, единственной возможностью увидеть что-то, кроме сухих веток саксаула и сайгаков, скачущих в луче фар машины на ночной дороге.
– Мой Игорек в заочный будет поступать, – говорила Молчанова – крупная спокойная женщина. – Но несколько раз в год придется в институт летать – экзамены сдавать, книжки покупать.
– Так можно в общежитии жить, – возражали ей.
– С его язвой и больными почками?

Прошло много лет и начался бум онлайн-образования. Сначала курсы программирования и иностранных языков с сертификатами, потом дошло до университетских дипломов. Не надо летать на экзамены, за книжками,. Можно сидеть на пляже с ноутбуком и учиться.

– Чушь все это! – сказал кто-то. – Без живого общения с преподавателем знания ущербны.
Что-то в этом есть. При словах «квантовая механика» я сначала вспоминаю семинары Малкина, а уже потом коричневую книгу Ландау и Лифшица. Но когда мне пришлось использовать квантовую механику в работе, то семинары ушли на второй план и осталась книга.

Я вот хочу, чтобы мне лекции по физике профессор Шифман читал. Но Шифмана хватит только на сотню студентов, если по-старому. А если онлайн, то в аудиторию может несколько тысяч уместиться.

– 50% знаний и понимания наши студенты получают не от лекций и учебников, а от нашей атмосферы, – сказал ректор МФТИ. – Онлайн образование будет дополнительным, но не основным.
Я вспомнил атмосферу в физтеховском общежитии. Обсуждали предстоящий ужин, женщин, альпинизм, сплав по рекам, как можно подработать. Потом уходили в читалку заниматься. Обсуждать в общежитии учебу и физику было западло. Вот социологию, йогу и бардов обсуждали. А физику – нет. Вот такая была атмосфера.

«В институте мы приобретаем друзей на всю жизнь». Да, конечно. Мы всех помним. Только дружба затухает. По экспоненте. Мы расслаиваемся. Кто-то строит дом и увлекается огородом, кто-то становится начальником, кто-то уезжает в Европу.
– Она была моим другом, когда мы учились, – сказал мне знакомый. – Теперь она из прошлого. Тот период прошел.
– Кто сейчас он и кто я? – это мне тоже довелось услышать.

Больно, обидно, но это так. После института мы проживаем много жизней. С новыми знакомыми, друзьями, любимыми. Работа, соседство, клубы. Теперь еще появились виртуальные друзья. В Париже, Нью Йорке, Москве, Владивостоке. Мы не видели друг друга, но знаем о них иногда больше, чем о старых институтских друзьях.
– Володя, – сказали мне недавно. – Я про тебя все знаю из блога, так что мне ничего рассказывать не надо. Пройдем лучше выпьем и закусим.

Стоп! Я же писал про онлайн-образование. А как же живое общение с преподавателем? А общение с сокурсниками.
Скайп, фейстайм, групповые чаты. Это хуже? Нет запахов, осязания, похлопывания по плечу? Да, этого нет. Но зато можно сидеть с компьютером на берегу речки, смотреть на девушек в красивых купальниках и думать о квантовой механике. А потом прожить несколько жизней, где будут новые друзья и девушки.
Tags: эссе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments