?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Неудача в "грелке"

2014-10-03-03

Я не прошел в финал конкурса "рваная грелка". Нужно было за три дня написать фантастический рассказ на тему "без света нет тьмы". Получилась халтура, состряпанная за три часа: затянутое начало, резкий переход к другому стилю, мутный конец. Да и тема слишком ясно прорисована, мог бы подумать и написать более аллегорично.

Рассказ прилагается. Это пособие – как не нужно писать рассказы на конкурсы. Ничего, еще не вечер. Будем учиться дальше!

****
Просто надо выключить фонарь

От бессонницы тоже есть польза – можно выйти из отеля и пойти гулять босиком по ночному пляжу. Песок под шипящим прибоем плотный, идти легко. Метров через сто пляж становится диким: темные пятна водорослей, колючие кораллы, белесые ветки. Здесь темно, чтобы не поранить ноги я включаю фонарь. Сразу гаснут звезды, в ярком луче только белая пена прибоя. Все остальное поглощено чернотой.
Я знаю, что если выключить фонарь, то звезды зажгутся снова, на горизонте появится красное пятно восходящей луны, а на море заискрится дорожка, светлеющая с каждой минутой.
Но это я сделаю потом, за скалой, обрывающейся крутым уступом в море. Это моя третья ночная прогулка. Два раза я доходил до этой скалы и поворачивал назад. Что-то мне говорило, что дальше идти не стоит: там ты останешься один на один с темным неприветливым морем, ночными страхами и щемящим чувством одиночества.

Вчера днем я поднялся на эту скалу и увидел за ней большое сухое бревно. На нем в уединении можно было бы отдохнуть и собраться с мыслями. Но что может прийти в голову, когда светит солнце, когда по песку не спеша вышагивают чайки, мимо берега с ревом проносятся гидроциклы, а горизонт почти весь закрыт цветными парусами прогулочных яхт. А ночью... ночью ты там будешь один, главное – решиться и преодолеть страх перед мраком, окружающим светлое пятно от луча фонаря. Ведь кажется так просто подняться по крутому склону, цепляясь за высохшие ветки акаций, пройти мимо двух старых пальм, обойти огромный черный валун и начать спуск к шипящему прибою.

… Ноги стали ватными, я слышу свое дыхание и стук сердца. Пятно от фонаря скачет по песку, ладони становятся мокрыми. Но вот и пальмы. Они не такие приветливые как днем. За ними темнеют заросли кустов. Серые листья, корявые стволы. Нет, прочь отсюда! Надо свернуть направо к валуну, где начинается спуск. Как здесь тихо и тревожно! Наконец, валун позади. Теперь вниз! Луч освещает верхушки камней, рассыпанных на тропинке. Если фонарь приподнять, то луч исчезает, поглощенный чернотой далекого моря. В подошвы впиваются острые осколки, но сейчас не до этого. Быстрее вперед, к привычным звукам моря, которые заглушат звон в ушах, успокоят сердце.

Бревно на месте. Теплое, шершавое. Фонарь освещает большой кусок серой пены на границе, куда добирается прибой. Дальше чернота, о ней лучше не думать, а смотреть, как лопаются пузырьки на пене, как она разбивается на куски набегающей водой. Это просто и понятно. Внимание привязано к маленькому освещенному кругу. Сейчас это твой мир – привычный, предсказуемый. Это как уютный мирок, окружающий тебя в городской суете, где ты можешь спрятаться от беспокойного настоящего и тревожного будущего. В большом городе твой «фонарь» освещает только завтра и немножко послезавтра, но ты надеешься, что встретишь и другие дни, которые будут похожими на сегодня. Лишь бы не стало хуже.

Успокоилось сердце, высохли ладони, ритмичный прибой успокаивает, чернота уже не кажется такой страшной. Пора выключать фонарь? Да... Я нажимаю кнопку и темнота понемногу рассеивается. Холодный ветер, сладковатый запах гниющих водорослей. А вот и луна! Огромный красный диск поднимается над горизонтом. Скоро он пожелтеет и станет светло. Привычно замерцали звезды, где-то сбоку, касаясь вершин пальм, повис опрокинутый ковш Большой Медведицы. Часть звезд закрывает скала. Как далеко сейчас привычная жизнь с ее утренним будильником, подгоревшей яичницей, пробками на дороге, переполненным лифтом, звонками телефонов, ненужными встречами, бессмысленными совещаниями, угрызениями совести, оправданиями, уговорами, ожиданиями и разочарованиями. Сейчас вокруг только бескрайность моря, по которому побежали первые искры лунной дорожки. Оказалось, что надо было просто выключить фонарь и не испугаться внезапно наступившей темноты!

Но что происходит? Почему так быстро светлеет небо? И солнце. Сначала тусклое, спрятанное за серой пеленой полурастаявших туч, но потом яркое, теплое! И облака, плывущие в ослепительно синем небе. А сейчас я слышу голоса. Откуда они? Почему на этом диком пляже так много людей – веселых, красивых. Из моря выходят мужчина и женщина. Он седой, складки около носа, но тело крепкое, загорелое. Темные очки, белозубая улыбка, обращенная к спутнице. Она тоже улыбается. Ей лет пятьдесят, но женственность сохранилась. Волнистые темные волосы, правильные черты лица... Стоп, а ведь я ее знаю! Она так похожа на ту, которую я когда-то любил. Первая красавица в нашей институтской группе. И его я знаю, мы с познакомились в поезде, когда я ездил в Воронеж на какой-то завод. Потом пикники, три встречи Нового года... Затем стали встречаться реже. Только звонки в дни рождения. Последний раз три года назад. Стоп, но ведь мы почти ровесники! Откуда у него седина? И эти морщины... Сейчас он старше меня лет на двадцать. Вот он подходит к компании, которая расположилась около куста акации. И там я всех знаю! Вон Витька, мы же с ним за одной партой сидели! И Валерка... Он стал врачом, я ему звонил год назад, когда нужно было обследовать Алену. Почему у него лысина? И с кем он разговаривает? Так это же сама Алена! Волосы коротко подстрижены, но я не могу ошибаться. Это она! Я вижу у нее свежий шрам на животе, родинку на плече. Я помню эту родинку! Вот она наклоняет голову, и шея предательски выдает возраст. Нет, ей не тридцать. Но сколько? Что это? Где я?

Я подхожу к ним. С кого начать? Разговоры и смех стихли, все смотрят на меня. Не узнают?
– Витька, привет!
Недоуменный взгляд.
– Виктор Александрович?
– Да, а вы кто, молодой человек?
– Я не молодой человек, а Сашка, Сашка Потапов!
Витька погладил седеющие редкие волосы.
– Я знаю Потапова... Мы с ним...
– За одной партой сидели. Ты у меня домашние задания списывал.
– У вас?
Я ничего не понимаю. Ведь это Витька! Почему он не хочет меня узнавать? Алена смотрит на меня широко открытыми глазами и трет лоб, разглаживая морщинку на переносице.
– Алена, ты узнаешь меня?
Молчание.
– Вы... Елена Викторовна?
– Да... а мы разве знакомы?
Я достаю из кармана телефон и нахожу ее фотографию.
– Да... я помню этот снимок. Это меня Потапов снимал... лет двадцать назад. Мне нравится это фото. Откуда оно у вас? И какой телефон смешной!
Я смотрю на Валерку, он отводит взгляд.
– Простите меня, это какая-то ошибка... – бормочу я .
– Да нет, ничего... бывает! – говорит Витька. – А Потапова мы хорошо знаем... Знали...
У меня замирает сердце.
– А что с ним случилось?
Опять молчание. Его прерывает Алена.
– Надеемся, что ничего.
– Вы перестали общаться?
– Он перестал, когда стал знаменитостью.
– Как это?
– Бросил он свою контору, компьютеры, базы данных... стал художником. И сразу знаменитым. Ему повезло с галерейщиком, быстро раскрутился.
– Когда?
– Андрей, лет пять назад, вроде?
Андрей... это с ним мы пили коньяк в вагоне поезда Москва-Воронеж. Он морщит лоб...
– Да... лет пять назад. Сашка сказал, что ему мало осталось, и он все бросает, чтобы рисовать. Перестал со всеми общаться, экономил каждую минуту.
– С Аленой он нехорошо поступил, – прерывает Андрея Валерка.
– Ладно, давно проехали! – улыбается Алена. – Пусть сам теперь побудет один. Он еще вернется!
– Это вряд ли! – говорит Витька. – Он упертый. Он всегда был упертый. Как танк! Никто ему не нужен!
– Ой, а я догадалась! – смеется Алена. – Вы, значит, Саша Потапов. Александр Александрович? Его сын?
Я стою и не знаю, что сказать.
– Ну как он? – продолжает спрашивать Алена. – Где он сейчас? А телефон я вспомнила! У него был такой. Давно, когда мы были вместе! Он тогда все время говорил, что хочет побыть один и разобраться в себе. А это фото хранил в телефоне, чтобы не забыть о человеке, которому он не безразличен.
Я молчу. С Аленой мы расстались полгода назад. Она сказала, что устала от мужчины, который все время смотрит внутрь себя.

Пляж опустел. Исчезли веселые компании, стало тихо. И только здесь, в жиденькой тени куста акации сидят люди, с которым начиналась моя взрослая жизнь. Они меня не узнают или не хотят узнавать. Двадцать лет... это Алена сказала, что прошло двадцать лет. Значит я не ошибся – им сейчас пятьдесят. А где был я эти годы? Да нет, нигде я не был. Вот мой телефон, вот список звонков, последний был с работы сегодня днем. Вот бревно, к которому я шел по ночному пляжу, вот фонарик... я его совсем недавно выключил. А если включить?

И опять светлое пятно, освещающее серый песок, разломанную ракушку, отполированный водой кусок белого коралла... А вокруг темнота. Это потому, что горит фонарь, освещающий твой путь на три метра вперед. А дальше неизвестность. И сбоку неизвестность. И не дано тебе увидеть и понять мир, если горит фонарь. А без света будут раненые ноги, разбитые колени и путь твой станет не таким прямым и понятным. С фонарем проще, ты даже можешь дойти до развилки дорог и решить, по какой тебе идти. А как ты это решишь, если и на новой дороге освещено только три метра?

Я подхожу к воде и жду, когда волна коснется ступней. Что это было? Наверное, я просто устал. Это все бессонница. Я прячу фонарь в карман и вижу желтую луну, от которой ко мне тянется мерцающая дорожка. Набежавшая волна остудила колени, потом отхлынула, увлекая за собой песок и мелкие камушки. Оглянувшись, я увидел освещенный серым светом песчаный склон и верхушки двух пальм. Странно, луна такая желтая, а все вокруг серое! Чтобы нарисовать ночь, нужны три краски: желтая, белая и черная. Это ведь так просто! Купить три тюбика красок, пару кистей, холст с подрамником... В городке около отеля я видел магазин для художников. Но это завтра утром. Нет, не это!
Утром я позвоню Алене.

Tags:

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
brombenzol
Oct. 29th, 2014 03:58 am (UTC)
Идея-то хорошая сама по себе. Но для Грелки начало затянуто (у меня вышел с основным рассказом такой же косяк), там надо сразу в лоб. Сразу о бревне и неузнавании:)
corata
Oct. 29th, 2014 05:00 am (UTC)
да, лирическая часть о бессонной прогулке переходит в мистичеческое опасение остаться в темноте - два-три абзаца. А встреча расширяется - добавить тем для разговора.
Остальное очень хорошо, а финал просто отличный, когда от любования луной переходит к краскам, мистика становится реальностью, а плавность перехода убеждает, что это как будто так и надо, и нет той грани мистика-реальность, всё едино. Меня очень впечатлило.

В сущности, не хватило дня, чтоб настроить пропорции рассказа.

(no subject) - vladimir101 - Oct. 29th, 2014 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - mitelalte1 - Oct. 29th, 2014 08:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - vladimir101 - Oct. 29th, 2014 11:36 am (UTC) - Expand
annagalin
Oct. 29th, 2014 05:21 am (UTC)
Очень мало времени у вас было, Володя! Рассказ должен был быть очень хорошим! Очень. Только динамики не хватило. Чтобы не оторваться от чтения... В коротких рассказах это, наверное, важно... Впрочем, не знаю.
А вообще - понравилось! Только это явно не "грелочное", а для души. И наверное, это как раз и лучше:)
yuliya stasenko
Oct. 29th, 2014 05:34 am (UTC)
Понравился! Действительно для души. Спасибо тебе!:)
cheniza
Oct. 29th, 2014 05:54 am (UTC)
Это больше похоже на видение. Только странным мне показалось, что герой узнаёт будущее (изменившихся героев), а герои из будущего не узнали человека из прошлого. Я, в памяти своей держала образы тех, с кем меня жизнь разбросала в таком виде, какими их оставила. На встрече через 30 лет, я половину своих одноклассников не узнала, понадобилось всего пять часов общения, пока восприняла их прежними, как 3ст0 лет назад. Будто и не было такой временной пропасти...
mmimoza09
Oct. 29th, 2014 06:17 am (UTC)
На всех никогда не угодить. Мне рассказ очень понравился. И оставил шлейф мыслей...
Это ТВОЙ рассказ. Хорошо, что у тебя не было времени сделать из него кока колу)
mmimoza09
Oct. 29th, 2014 06:21 am (UTC)
Вспомнились слова Окуджавы и Шварца. Пусть наши песни не поют в ресторанах , у нас и без этого есть на что купить шампанское)
m_spi
Oct. 29th, 2014 06:19 am (UTC)
Спасибо, Володя, за поделюшку. Мне понравилось.
eylbyf
Oct. 29th, 2014 07:06 am (UTC)
Начало - описание природы - невнятное мутное - я пропустила ( не люблю описание пейзажей, у Пришвина тоже пропускаю, и у Паустовского ))) дальше диалог - это как покойник с того света с живими разговаривает, у тебя ещё будет шанс попробовать, после смерти, только тогда об этом не напишешь , не до писательства там ))
Последних два абзаца - это читабельный авторский рассказ, именно читабельный, когда мысль не топорщится и ни на чём не стопорит, плавно.
Простите, от меня комплиментов фиг дождётесь, я такая язва, не желудка, а всего организма ))
mitelalte1
Oct. 29th, 2014 08:48 am (UTC)
у Пришвина тоже пропускаю, и у Паустовского
Я тоже не любила описания пейзажей.. Поэтому не читала в юности Пришвина и Паустовского..Без пейзажей читать этих авторов то же самое, что в Борисе Годунове Пушкина кусочки прозы..
Katren
Oct. 29th, 2014 08:27 am (UTC)
Задумка твоя понравилась...я читатель,не писатель,поэтому скажу свое мнение-задумка чуть лучше самого повествования.
Предпоследний абзац и рассуждения о красках ночи понравились. Володя, мне нравится как ты пишешь.
mitelalte1
Oct. 29th, 2014 08:42 am (UTC)
Главная ошибка - в названии.. Оне такой народ, сразу же морщатся.
кстати, я сразу же подумала о недалекости автора, когда увидела название.. И вот с таким предубеждением прочла пару абзацев, пока не начало меня раскручивать..
- Дараганом пахнет - шепнула мне лошадь..
- Да.. не.. Володя не стал бы так в лоб называть свою нетленку..
P.S. Мой литератор как-то, ласково поглаживая изданную книжку, гордо несколько раз повторил: "А ты посмотри, какое название.."
И затем полчаса рассказывал. почему выбрал название и как к нему шел..))
И еще.. ты был похож на скакуна, которого начали работать в цирке.. Бегает по кругу, так и норовя перемахнуть через барьерчик..)) ИМХО!!!!
А с почином.. надеюсь, кто еще присоединится..
dotykomka
Oct. 29th, 2014 10:37 am (UTC)
А я приняла название за первую строчку рассказа. Но как название - да, дешевовато.
Хочешь, пап, я на тебя Таньку напущу? Она критику наведет? А то я не умею, только чую, что могло быть хорошо, но недорозирвало.

У меня не стыкуются философская часть с фонарем (понравилась метафора очень!) - и сюжетная...
vladimir101
Oct. 29th, 2014 10:51 am (UTC)
Ой, не надо Таньку)))) может я переделаю сам когла-нибудь)))
sergei_eriomin
Oct. 29th, 2014 11:48 am (UTC)
Да, рассказ малогрелочный.
Впрочем тебе всё уже сказали и ты сам всё понял, читая других.
Помимо композиции, темпа и т.п. всегда хочется увидеть
поворот сюжета. Вот ты ведёшь к какому-то концу рассказ,
читатель уже всё понял, а читатель-писатель (междусобойчик же!)
ещё и успел в уме дописать. А ты ему - раз! И он уже ровно
сидит на попе. Либо финал уже угадан, но ты его написал так,
что у критика сопли, слёзы, мысль и мат вперемешку.
Да, у тебя хороший ход: позвонить Алёне. Свербит в глубине
души героя... что? нет, даже не вина перед женщиной...
недосказанность отношений, назовём это так.
Но и этот ход в перечне ожидаемых.
Как и то, что ГГ, будущий художник, уже мыслит образами
(начало рассказа) и красками (финал).
Но что бы тебе не придумать ещё какой-нибудь выверт?
Ещё больше озадачить читателя возможностью наглого
бегства ГГ от предстоящего будущего в другую параллель.
А?
Ладно, это я могу и себе адресовать. Как и то, что диалоги
вялы, безэмоциональны, безличны. Где люди, стоящие
за ними? Чего это Алёна такая никакая по отношению
к недопетой любви? Я понимаю, что в жизни она вообще
может хмыкнуть и переключиться на другую, более ей
интересную тему. Но в рассказе, которым ты хочешь притянуть
читателя к себе, да к тому же конкурсном, ты обязан подать
слова героини так, чтобы дальше не писать пятьсот
слов о том, какая это была любовь (это я тоже адресую себе).

Короче, рассказ на такой конкурс, как Грелка, должен
быть ударом по нервам и разуму собратьев по перу.
С носка под дых. Чтобы сидели заткнувшись и спрашивали,
а что это было? Вот тогда прокатит.
ИМХО

Уверен, мы ещё поиграем в эти окололитературные игрища.
Успешно поиграем.
vladimir101
Oct. 29th, 2014 12:41 pm (UTC)
Поиграем, конечно! ))
(no subject) - margoscha - Oct. 29th, 2014 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergei_eriomin - Oct. 29th, 2014 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - margoscha - Oct. 29th, 2014 02:40 pm (UTC) - Expand
panna_gr
Oct. 29th, 2014 02:34 pm (UTC)
Ага!!! Таки я его угадала!!!
corata
Oct. 29th, 2014 05:02 pm (UTC)
Ань, я ничего не успеваю, не прочла там ничего. И не уверена теперь, что узнала бы)))
(no subject) - panna_gr - Oct. 29th, 2014 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - corata - Oct. 30th, 2014 05:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - panna_gr - Oct. 30th, 2014 11:48 am (UTC) - Expand
shura_shestakov
Oct. 29th, 2014 05:06 pm (UTC)
Ну, тебе уже всё сказали...
Молодец! Ты, по крайней мере -- попытался!
raisa_raiskaia
Oct. 29th, 2014 07:54 pm (UTC)
В темноте
В темноте можно многое разглядеть, и покопаться в темных уголках души....Сосредоточиться, подумать...А на свету слишком много отвлекающих моментов, затягивающих в суету сует. Спасибо, Володя, суть ясна!
( 30 comments — Leave a comment )