?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уроки Бориса Кутенкова



Мои занятия по литературному мастерству подходят к концу – летним каникулам. Позади три месяца восторгов и разочарований. Меня, как слепого, доброжелательно водили по дебрям русской словесности. Учили, что такое хорошо и что такое плохо.
Преподавателей было двое: Борис Кутенков и Анастасия Монастырская. Сегодня о Борисе.

Борис исполнил мою мечту – показал, чему учат в Литературном институте. Пусть по верхам, но суть я ухватил. Учат там очень полезным вещам. Самое главное – я научился читать. У каждого писателя свои приемы использования минимального количества слов для создания нужной картинки в мозге читателя. Борис заставлял анализировать почти каждое слово в текстах Лермонтова, Сэлинджера, Моэма, Горького, Томаса Манна… Эпитеты, метафоры, насыщенность диалогов, динамика сюжета, где стреляет ружье, висевшее на стене в первом акте. Это совсем другой уровень, по сравнению со школьными уроками литературы. Результат – я стал читать в пять раз медленнее, научился наслаждаться текстами, мастерством авторов.
Были задания – написать рассказы по теме уроков. Ох, как тяжело они писались! Приходилось думать над каждым словом. Вот что писал мне Борис: «нужно вдуматься в буквальное значение слова – и осознать живость, яркость его употребления или отсутствие таковой». Живость… Я-то думал, что пишу живо и ярко. Оказалось, что живо пишут те, кто использует штампы. За штампы меня ругала и Анастасия. «Расплавляющая мозги жара» – от этого словосочетания они приходили в ужас. Через несколько занятий этот ужас испытал и я, когда перечитывал свои старые тексты.
Борис предлагал весьма неожиданные задачки: написать предложения, где нельзя обойтись без слов «свой» и «окружающий». 40% предложенных мной вариантов были забракованы. А казалось, что эта задачка тривиальная.
Описать внешность минимальным набором слов. Да так, чтобы каждая черточка имела значение в теле рассказа, чтобы человек был живым, а не блеклой фотографией. Почувствовать разницу между экспозиционным и динамическим портретом.
Динамика повествования. Ух, как это непросто! Немного научился.
Композиция, пейзаж, интерьер. Каждый писатель по-своему. А ты должен принести оригинальное – иначе, ты графоман или вечно-юный писатель.
И так далее, и так далее.
И еще критика. Борис писал, что без критики нет литературы, а есть хаотичный склад текстов.
– Не хочу становиться критиком! – вопил я.
– Оценивая чужие тексты, ты учишься критично смотреть на свои, – поясняли мне.
Писал, старался.
– Все правильно, эмоционально, но нет глубины. Вот почему, например…
И я, стиснув зубы, перечитывал эти «напримеры».
Оказалось, что литературные критические статьи не менее интересны, чем оригинальные произведения. Они часто написаны сложным профессиональным языком, но после уроков я стал понимать это язык. Открылись новые горизонты. Интересные, заставлющие думать и по-другому смотреть на мир.
Борис, спасибо!
А я передаю эстафету литературного образования следующему ученику.

Recent Posts from This Journal

  • 23 февраля

    «Лег в постель и не шевелись!» – так учил нас прапорщик на сборах в военном лагере под городом Остров Псковской области. Еще он учил нас ходить с…

  • Контрольная группа

    Метод «контрольной группы» впервые описан в Библии, в Книге пророка Даниила. Навуходоносор, царь Вавилона, покорил Иерусалим и приказал главному…

  • Два слова

    Бывает так, что два слова приносят десятки миллионов прибыли. Компания Amazon долгое время рекомендовала своим посетителям покупать книги по…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
natalenka7
May. 31st, 2017 04:50 pm (UTC)
Вот я никак и не могла понять - как можно читать книгу (художественную) по диагонали...
eylbyf
Jun. 3rd, 2017 02:27 am (UTC)
Хочу услышать про второго препода, тоже. Есть кое-какиеассоциации, связанные с этой фамилией...но хочу твоё мнение.
vladimir101
Jun. 3rd, 2017 03:59 am (UTC)
Напишу обязательно
( 3 comments — Leave a comment )