?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чернобыльская молитва

Прочитал «Чернобыльскую молитву» Светланы Алексиевич. Вернее, проглотил. Встал из-за стола и почувствовал натуральную физическую боль. Теперь несколько дней не смогу читать ничего художественного. После этой книги истории с мухоморами у «поколения пи» кажутся развлекательными сказками.

Документальная журналистика? Называйте это как угодно! Это книга с большой буквы. Попробуйте сами написать такое. Найти свидетелей, уговорить их рассказать правду, обработать сказанное, сгруппировать так, чтобы било прямо в сердце.

Дневники Бенуа, «Окаянные дни» Бунина, «Циники» Мариенгофа... Давайте и это называть полужурналистикой. Там правда, которая тоже читалась с трудом. Но то, что написала Алексиевич, вызывает настоящую боль. И еще злобу на тех, кому мягкое кресло было важнее чужих страданий. И еще безмерное уважение и гордость за тех, кто прошел через ад и встретил еще один ад после выхода из Зоны.

В 1986 году я довольно близко общался с детским гематологом из Морозовской больницы. Осенью его отправили в командировку в Беларусь. Вернувшись, он запил. Я как-то попросил его рассказать о том, что он там делал. В ответ он просто три раза выругался. Первое ругательство было рассказом о случившемся. Второе – описание своего бессилия. А третье, самое длинное и грязное – это реакция на запрет о чем-либо рассказывать.

Tags:

Recent Posts from This Journal

  • Ноябрь

    Ноябрь – месяц, когда уют в доме становится важнее погоды на улице. Ноябрьское солнце смотрится неожиданным гостем. А на ясное небо смотришь с…

  • Проблема выбора

    Проблему выбора в бизнесе можно решить математически. Алгоритм простой: надо найти минимум отношения Риск/(Ожидаемая Прибыль). Риск определяется…

  • Писатели и роботы

    Представьте, что вам поручили написать компьютерную программу для игры в шахматы. Можно пойти по сложному пути: привлечь профессионального…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
eylbyf
Oct. 11th, 2015 03:40 am (UTC)
А Забужко читал ? Вряд ли.
А про запрещённое...про майдан, про Крым, про цифры потерь на войне нынешней = вряд ли кто напишет правду вообще = все жить хотят.

На этой неделе в новостях - Украина получила 50 тыс. евро помощи от одной из стран Прибалтики. Не знаешь, смеяться или плакать - из блогов знаю, что год назад эти деньги перечислены и получены. ГОД !И я промолчу, куда и кто их распилили.

От Пелевина не сказками, а таки наркоманиейздорово попахивает - но написанное наркоманами преимущественно в большой цене , в литературе, так что...традиция сложилась, можно сказать )))

О Чернобыле была сразу документальная книжка, запамятовала автора, у меня её на Одесчине "зачитали" безвозвратно, потом я узнала, что её изъяли из продаж примерно через месяц после выпуска.Через тридцать лет - уже нет смысла изымать, ничего. Вопрос по содержанию книги - пишет ли она , что авария была умышленной по приказу сверху ? Если не пишет, то - художественное , не хочу.
eylbyf
Oct. 11th, 2015 03:49 am (UTC)
У нас сча ещё жена военного прокурора неплохие исторические книжки пишет, про послевоенные и 50е годы, и вот я её читала...пока не узнала, кем работает её муж ))) А после уже, ввиду его деятельности нынешней, приходит понимание того, что даже если есть люди, которые написали лучше, то их не напечатают - раз, второе, скорее всего , сгнили люди в застенках прокурорских, а потом уже прокурорские жёны писали чужое - вот просто зная о людях , точнее, об их деятельности - уже это чтиво воспринимать как её не можешь, хотя раньше казалось, что оно у неё от души.
olgakuksenko
Oct. 11th, 2015 07:55 am (UTC)
В блоге писателя Лукьяненко совсем только что был пост про получение Алексиевич Нобелевки.
Четыре страницы жарких обсуждений под несколькими пронумерованными тенциями характера "не читал, но осуждаю".
После этого я задумалась о том, буду ли я дальше читать писателя Лукьяненко...
vladimir101
Oct. 11th, 2015 01:30 pm (UTC)
и Прилепина туда же
Пушкина тоже читать не надо - он же развратник
olgakuksenko
Oct. 11th, 2015 01:38 pm (UTC)
Писатель состоит из двух составляющих:автора и личности.
Автор С. В. прекрасный. Его человеческая позиция всегда внушала мне уважение.
В отличие от Прилепина, который для меня минимум спорен, да и как автор не привлекает.
Пушкин же гений. К нему человесеские критерии неприменимы. Чисто автор.
И его, кстати, уже отчитала, считаю. Больше не тянет открыаать... В отличие от того же, скажем, Куприна или Чехова.
И судите как хотите)
vladimir101
Oct. 11th, 2015 01:50 pm (UTC)
Оля, я написал про Пушкина для тех, кто брызжет слюной, осуждая Алексиевич... Меня особено бездарные писатели огорчают своей нетерпимостью..
Пост об одной книге... других я не читал
Меня еще убили комменты, типа - Алексиевич мешает историкам - она заменяет глубокий анализ эмоциями.. Так хотелось написать, что плохому танцору...
olgakuksenko
Oct. 11th, 2015 01:59 pm (UTC)
А, я просто по контексту не поняла.
Меня ведь ровно то же самое огорчило в обсуждениии.
Чем мельче челоаек, тем агресмивнее он нападает, критикует и раскапывает.
Как шавка... Но Лукьяненко меня неприятно удивил с подобными заявлениями и отношением...
Всегда его уважала, но сейчас не знаю, что думать про такое
vladimir101
Oct. 11th, 2015 02:10 pm (UTC)
Бог с ним.. Дозоры у него неплохо получились, теперь читать у него практически нечего))
olgakuksenko
Oct. 11th, 2015 05:31 pm (UTC)
Да, Дозоры выродились. А больше-то ничего и нет...
Черновик с Чистовиком ещё были и Лабиринт отражений.
А остальное так себе...
mitelalte1
Oct. 11th, 2015 09:18 pm (UTC)
дай ссылку на пост.. Интересно.. А Лукьяненко.. Долго его не начинала читать.. Потом , от безрыбья, взялась-таки.. Не могу плохо относиться к автору, чей кумир - Сент Экзюпери..
В 86 родители девочки, которая занималась вместе с дочкой фигурным катанием ( очень перспективная девочка) собралист поехать в гости к родственникам в Гомель.. Тренер запретила..А моя коллега (из Харькова) на мои советы не ездить в Харьков этим летом ответила, что я чересчур паникую..Попыталась сказать, что у меня данные из источника, вхожего в областную спортэлиту, не поверила.. А ее муж - военный (майор, ракетчик, закончивший Харьковское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск. Вот так.. спортсмены - знали, а непростые военные - не очень-то.
olgakuksenko
Oct. 12th, 2015 10:49 am (UTC)
Сейчас попробую...
http://dr-piliulkin.livejournal.com/728156.html
mitelalte1
Oct. 12th, 2015 12:02 pm (UTC)
ну.. никто про книгу ни сном ни духом.. Что мне понравилось на сайте писателя Алексиевич: это ее произведения в свободном доступе для простого интернетного бюргера...А наше, читательское, дело -
найти жемчужину в произведениях писателя.. Любого.. В этом и состоит искусство и умение читательской половины человечества..
P.S.Представляешь, если б в свое время заклеймили "Евгения Онегина" за идеи феминизма(блин, сама, первая мужику маляву накатала) и запретили к чтению незамужним дЕвицам..
olgakuksenko
Oct. 12th, 2015 05:43 pm (UTC)
Именно что!!
mitelalte1
Oct. 11th, 2015 09:23 pm (UTC)
заменяет глубокий анализ эмоциями
гыыы.. Представила подобную критику, обращенную к Пушкину за Бориса Годунова или "Арапа Петра Великого" или за "Капитанскую дочку" Вообще, наше все понапутал в истории все, что только можно..(за одного Моцарта с Сальери можно было обкомментить на полную катушку)
f_i_o_r_e_54
Oct. 13th, 2015 11:30 am (UTC)
Швейцарская писательница Элен Ришар-Фавр обвинила лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года Светлану Алексиевич в грубом искажении событий украинского конфликта на Донбассе http://www.ridus.ru/news/200727

И ещё одно мнение об Алексиевич: http://vz.ru/columns/2015/10/8/771276.html


eylbyf
Oct. 15th, 2015 01:00 am (UTC)
Перечитала я весь троллинг по ссылке в комментариях, заинтересовало, а шо ж вызвало столько троллинга, ну и перечитала книжку.
В книжке не упомянуто, что обкомовское и райкомовское начальство вывезло свои семьи за 2 суток до аварии, ещё 24 и 25 апреля повыезжали.
Это раз.
Второе, о чём ни на йоту не рассказано в книжке...
Мы в 86м находились в Залещиках , за 587 км от аварии, студенты , городили колхозный сад. Помогали колхозу убирать с полей клубнику, обжирались её немерено, хотя и говорили нам, что она радиоактивная, но кто устоит...Эту клубнику везли продавать в Киев по 35 копеек, а местные себе покупали закарпатскую клубнику, по 2-3 грн за кг.Через 20 лет мать рассказала мне, как я ужасно выглядела после той практики, брови вылезли и волос треть. У нас там волдыри были,как от ожога крапивой, если прикасался к деревьям голыми руками или сидел на траве, с неделю , врачи говорили - от солнца.Серьёзно пострадала только одна беременная девушка, ребёнку её после 14 раз до года делали переливание крови, вот так она две недели погостила у мужа на майские.Хотя и просили её ехать домой, никто в радиацию не верил. Таблетки жёлтенькие нам раздали аж один раз за всё время ( почти 4 месяца ), а то ежедневно 10 капель йода в стопку водки, странно было и непривычно, но пили все.
Через год, в 87м, мы уже на работе в колхозе Львовской обл, вот в июне надо 4 человека из колхоза в Чернобыль. Мой отказывается - две недели как после свадьбы, а Вовка С. из другой бригады - 24 года, холост, - добровольцем выступил - поеду.
Поехал вместо него его отец, плотником у нас работал - типа я уже пожил, а сыну ещё детей рожать. Месяц он там был, домики сборные типа финских делали для переселенцев,кажись Марьяновка село называлось. Домики были продуваемые всеми ветрами, с тыщей недоделок, люди жить в них отказывались. Мало того, радиация в том временном посёлке была ничуть не меньше, чем в самом Чернобыле, хотя к тому времени - год прошёл.
Швед Володька - тоже поехал, водителем на самосвале. Машину обратно не вернули. Так вот что эти хлопцы рассказывали : никто из вертолётчиков не долетал до указанного места, метров 500, сбрасывать мешки с песком - несмотря на свинцовое днище в кабине вертолёта. Те, кто возил бетон на строительство саркофага - тоже недоезжали 200-300 метров и сбрасывали бетон прямо в посадку - все хотели жить. Приехали они и говорят - ну, может за 10 лет саркофаг и построят. То есть главной рабсилой были таки срочники - смертники, а мобилизованные волынили как могли.
Третье, чего я начиталась в книжке - про то, как рыжий лес пилили и хоронили в земле.Как-то слабо они его хоронили, потому что за 20 км от Киева со стороны житомирки в лесу корабельная сосна растёт вперемешку с рыжей, вплотную к дачам, и если пилят, то зелёную сосну для стройки, а рыжие сосны сами по себе, разве что от бурелома валятся.
В той книжке, что я раньше читала о Чернобыле, были подробности аварии расписаны поминутно, а здесь отдалённые последствия. И не понравилось мне написанное про таджиков и киргизов...Может потому что вчера только в нете новости Кыргызстана почитала их местные, это такой ужас, шо... ( например как отчим 38 лет запихивал полторалетнюю падчерицу в печь за то, что уписалась в постели, девочка умерла не от ожогов, а от побоев ещё впоследствии ожогов, как там убийства женщин бытовые семейные сплошь и рядом, дичь первобытная в целом - и рассказывать, что они тут в окрестностях Чернобыля приют себе находят, бежав из своей родины - это как-то не по себе , и верится с трудом в такое вообще, это действительно похоже на политическую заказуху )
eylbyf
Oct. 15th, 2015 01:13 am (UTC)
И ещё, аборты заставляли делать всех эвакуированных, и перевязку им делали, а кто решился, то на свой страх и риск.
И по рассказу наших, импотентами там становились на 4 й день уже и безвозвратно, а сколько народу призывали, и то не один год (((

Мужа сосед - бригадир на Южноукраинской АЭС, тот рассказывал, что хватает одноразового участия в ликвидации последствий вытечки , чтобы стать импотентом, а потом стараются тех же удержать на той же работе, чтобы лазили повторно, чтобы новых не привлекать, а аварии мелкие с вытечкой радиации - в среднем раз в год на каждой атомной.
vladimir101
Oct. 16th, 2015 03:16 am (UTC)
Да, готовый рассказ для вкючения в ее книгу...
eylbyf
Oct. 16th, 2015 07:53 am (UTC)
Ой, кому они нужны, эти рассказы...эта книжка - это как повторно чужое горе празднуют, а на самом деле возьми - чернобыльские льготники и участнии тех событий - это абсолютно разные люди преимущественно, есть денег за справку заплатить - вот тебе ксива, нет денег - поди докажи, что участвовал, вовек всех справок не соберёшь.
А реально знаешь как было, Паша Свищ ( 10 лет как покойный уже, а какой был красавец-умница, всегда с иголочки одет , американская джинса на нём, а шил сам , помнишь моду на первые джинсовые голубые костюмы, только у моряков можно было достать, пепельные вьющие волосы, 2 метра стройности кипарисовой, впоследствии - начальник ГАИ , это после строительного техникума, да )... и Леська его - маленькая, чёрная, длинноносая, страшненькая, как цыганка, она в параллельной группе на мелиорации училась - и вот это Паша приходит из роддома растерянный такой , и мы вместо пар будмеханики и будмашин - идём 14 человек кровь сдавать его малому новорождённому, и то каждых две недели ходили, а потом Леська на год позже всех заканчивала, потому что год с малым по больницах провалялась.вот это так Чернобыльские майские аукнулись, а на тех майских, как две Леськи к двум Пашам приехали - и на берегу Днестра загар ловят от рассвета до заката, потому что времени в обрез, у них практика в другом стройотряде на самом деле, а спали в местном техникуме в бывших конюшнях, и вот все в кроватях мужики, как в казарме, а эти две парочки среди них, кровати сдвинули, и утром от всех мч перемигивания и шуточки по поводу их ночного секса, ну а куда было деваться, а крыса белым днём на тумбочку забирается и полбатона хлеба тащит - и все смотрят, никто ей не мешает, Лариской крысу прозвали, привыкли к ней , она же местная, и даже подкармливали...а потом я в час ночи стучу им в окно, приехала с одним местным дедушкой, и он привёз 8 глубоких ящиков помидор и 3 ящика огурцов, у него для председателя заготовлены наутро были, и тут я подвернулась,ему 64, мне 18, он полночи фонариком на меня светит и смоотриит...а как я указала пальчиком, что мне помидор надо - загрузил безоговорочно в зелёные жигули и привёз...а я и ещё 8 человек - в отдельной общаге с местными, там вахтёрша, и туда помидоры не поднять на 2й этаж, ну и стучусь я среди ночи к пацанам, они выскакивают ( а спали с топорами под дверью, от местных на всякий случай ), а тут я говорю - машину выгружайте, есть можно сколько влезет, они смотрят на меня - как ? откуда это богатство ? Думаешь, хоть один кто вспомнил о радиации в то время ? Да ни один внимания даже не обратил, что клубнику с поля запрещали есть, как это можно, в ящики её тоннами складыватьи не обожраться. Ещё чтобы домой привезти, ночью воровать её ходили, через жд насыпь, а там сторож с берданкой, но за нами не бежит, а 4х овчарок спустил, и вот овчарки нас до жд насыпи провели, а как мы через насыпь 8-ми метровую перелетели, а дальше через поле, тут они по ту строну насыпи, отстали...а Людка Плювачка останавливается посреди поля и поднимает вверх ситцевое платье, мы к ней - что ? - уписалась ))Но, донесли до общаги всё собранное, это потом днём ходили смотреть - расстояние до поля, высоту насыпи, вес наших торб )) А потом когда учебный процесс и вот этот лейкоз у пашкиного малого, вот это немножко отрезвило, и какая-то растерянность внутри и фатализм - а, будь что будет, все поровну нахватались...оказывается, не все, и не поровну...

eylbyf
Oct. 16th, 2015 07:53 am (UTC)
в 2002м на ЮАЭС приехали на майские к свекрови, там поход на гору всегда , массовая маёвка, и рыбалка на Южном Буге впоследствии с ночёвкой, но на рыбалке долго рыбу сидеть ждать надо, а на водохранилище возле атомной она сама в руки идёт, и вот мы чешем по пыльному рассыпчастому чернозёму через подсолнуховое поле к водохранилищу, мешка два рыбы набрать, чтобы на все майские хватило, а там 2 мая выброс был, и водоросли все такого цвета, как листья кувшинок на твоих чёрно-цветных фотах, и между ними всплошную метр дохлой рыбы вдоль берега между камней, цвета асфальта вся...камыш только зелёный...смотрим, руки в воду страшно засовывать, постояли, посмотрели, развернулись и ушли, молились, хоть бы в Буг не попало, а рыбачить всё равно не стали уже, и маёвка отпала...Валька ( соседка ) плачет, Славик её как залез внутрь этих 70 градусов с мотками проволоки внутри, так неделю нет, обязали их до Дня победы сделать и блок запустить, чтобы наверх об аварийной остановке не дошло, вот они неделю делали - это как смертники в засыпанной шахте, никогда не знаешь, кто живьём вылезет, кто нет - вот от Славика ровно половина его осталась, в его 32 года, от всей его крулолицой пухлости и русости - череп, обтянутый кожей и голубые глаза на нём весело смотрятся - рад , что жив вылез, а сонный, спит 22 часа в сутки с месяц, и под сменой капельниц не просыпается...А потом в сентябре приезжаем - Валька со Славиком разводится,"не могу больше без секса жить, молодая я ещё!", а у них дети 2 и 4 года, и Славик обхватит голову руками,сидит у подъезда плачет, а Димка зовёт его к нам, водку пить...У Димки отец нач. цеха был на атомной, в 43 года ушёл (( а это 2 000 советских рублей в месяц зарплата, ну и вот.

и ещё не пишут, что в местах АЭС молодёжь на 15-20 см выше родителей, карликом себя среди них чувствуешь, и наркомания там - масштабы не описать, и так привычное, как в столице пиво, а через два года - два ряда друзей - ровные ряды на кладбище...

В общем, ну его, о мирном атоме писать, сразу настроение портится.

Edited at 2015-10-16 07:53 am (UTC)
f_i_o_r_e_54
Oct. 16th, 2015 07:13 pm (UTC)
Я в Киевской области жила (Белая Церковь), когда взрыв случился. Помню, что всё в нашем городе вдруг взялись усиленно поливать. Целыми днями поливали и поливали...
Потом я уехала к месту службы мужа, аж в Хабаровск, подругу свою украинскую приглашала к нам пожить вместе с маленькой дочкой и мамой, но они не решились в такую даль лететь.
Подруга с мамой так и живут до сих пор в Белой Церкви (маме 95 в этом году), а вот дочка вышла замуж, уехала по гринкарте в США, а там, в первый же год счастливой семейной жизни, простыла, заполучила пневмонию и умерла в американской больнице. Хоронили в США, потому что не было денег везти тело домой.

Вторая подруга была замужем за вертолетчиком (его призывали на тушение реактора), прожила с ним недолго (он не импотентом стал, а наоборот, загулял и сделал ещё двух детей), выдала дочку за американца, а потом уехала к дочке и сама там замуж вышла. Прожила год и умерла от рака в штате Аризона.

Вертолетчик был жив, здоров, дети тоже здоровы, но жену бросил, спился и попал под поезд по пьянке (а может и бросился). Пил потому, что друзья-вертолетчики и техники стали умирать один за другим, а он сам даже гриппом не болел.

Никто не знает, за каким углом его смерть поджидает...

Писательницу Алексиевич кто-то где-то назвал патриоткой-мазохисткой. Я согласна с этим определением.

Edited at 2015-10-16 07:15 pm (UTC)
vladimir101
Oct. 18th, 2015 10:21 pm (UTC)
спасибо за рассказ!
( 22 comments — Leave a comment )